Виды тканевой основы из натурального шелка:
1. Для набивного полотна:
Сатин — самая дорогая тканая основа гладкая (без рельефа), блестящая.
Твил — гладкая (без рельефа), неблестящая тканая основа.
Жаккард — рельефная тканая основа сложного дизайна.
Саглия (простой жаккард) — рельефная тканая основа с диагональными или горизонтальными полосками.
2. Для тканого полотна:
Саглия (простой жаккард) — рельефная тканая основа с диагональными или горизонтальными полосками.
Репс (простой жаккард) — более рельефная, чем в саглии тканая основа с диагональной полоской.
1. Натуральный шелк — шелк, который получают разматыванием коконов гусениц азиатского тутового шелкопряда Bombix mori. Шелковое волокно отличается блеском, эластичностью, крепостью и сопротивляемостью разрыву.
2. Полиэстр — обобщенное название синтетических химических волокон, которое получают из полимеров, не существующих в готовом виде в природе. Их синтезируют путем полимеризации, при которой химические звенья малой молекулярной массы соединяются в длинные полимерные цепи с очень большой молекулярной массой. Синтетических полимеров очень много, и во всем мире насчитывается более тысячи фирменных названий различных синтетических волокон.
2.1. Микрофибра — ткань, произведенная из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Свое название ткань получила из-за толщины волокон, составляющей несколько микрометров. Микроволокно используется в производстве тканных, нетканных и трикотажных тканей.
Создавать уникальную ткань микрофибра ученые начали еще в начале 90-х годов XX века. Работы велись в закрытых лабораториях, так как технология получения микроволокна была под грифом — «Совершенно Секретно!».
Тогда никто из ученых не мог предположить, что микрофибра станет универсальным и востребованным материалом в производстве одежды.
Технология создания ткани микрофибра:
Сырьем для волокна ткани микрофибра служат известные полимеры: полиэстер (или полиэфир), обладающий свойствами впитывать жир, и полиамид (или нейлон). Горячую смесь из этих полимеров (полиамид внутри, полиэстер снаружи) продавливают через тончайшие отверстия. Полиамид в центре сечения нити служит лишь вспомогательным инструментом и имеет звездообразную форму.
Выдавленные нити попадают под водяной душ, в результате чего от звездообразного стержня отделяются восемь волокон из полиэстера.
Под микроскопом микроволокно в сечении выглядит треугольным, а диаметр полученного волокна равен одной шеститысячной доле миллиметра: оно в сто раз тоньше человеческого волоса и вдвое тоньше шелка.
Такое изменение в геометрии волокна позволило соединить в ткани микрофибра несколько основополагающих принципов действия, присущих совершенно разным материям (хлопку, шерсти, льну и шелку).
3. Вискоза — вискозное волокно — это регенерированная (из раствора) целлюлоза. Очищенная природная целлюлоза обрабатывается избытком концентрированного гидроксида натрия; после удаления избытка ее комки растирают и полученную массу выдерживают в тщательно контролируемых условиях. При таком «старении» уменьшается длина полимерных цепей, что способствует последующему растворению. Затем измельченную целлюлозу смешивают с дисульфидом углерода и образовавшийся ксантогенат растворяют в растворе едкого натра для получения «вискозы» — вязкого раствора. Вискозное волокно, получаемое выдавливанием вискозы через малые отверстия фильеры в раствор кислоты, широко применяется для изготовления одежды, драпировочных и обивочных тканей.
Набивное полотно ткани получают путем его набивки красителем. Набивкой ткани называется нанесение на нее краски в соответствии с заданным рисунком. Наиболее распространенный метод — валковое печатание прямыми красителями. Ткань пропускается между большим чугунным пустотелым цилиндром (грузовиком) и одним или несколькими медными печатными валками. На валках выгравирован нужный рисунок; они забирают в углубления рисунка пастообразную краску и переносят ее непосредственно на ткань. Каждый валок наносит свой цвет, и предусматривается столько валков, сколько требуется рисунком. При таком методе возможно печатание с очень высокой скоростью — до 200 м/мин. Одновременное печатание с двух сторон ткани называется дуплексным.
При печатании с вытравливанием тоже используются валки. Сначала на ткань сплошным слоем наносится краситель. Затем с некоторых площадей краситель удаляется валками, несущими не печатную пасту, а обесцвечивающие химические вещества. В результате образуется белый рисунок на цветном фоне. Если требуется второй цвет, то он может быть нанесен после этого прямым красителем.
Трафаретное печатание может осуществляться как машинным способом, так и вручную. Рисунок, который должен быть перенесен на обрабатываемую ткань, наносится на технологическую ситовую ткань, натянутую на раму. Пробельная площадь рисунка покрывается непроницаемым материалом, а печатающая оставляется открытой. Наложив раму на ткань, на нее наносят краситель и прикатывают резиновым валком. Краситель проникает в ткань только на незакрытых участках. Поскольку при таком методе на ткань наносятся большие количества красителя, он позволяет печатать светлыми тонами на темном фоне. Для каждого цвета используется свой трафарет. Такой процесс медленнее и дороже валкового печатания.
Текстильные ткани изготавливают путем переплетения двух взаимно перпендикулярных систем нитей. Поперечные нити (утка) проходят над и под нитями основы. При конструировании тканей можно изменять схему переплетения, создавая новые эффекты и разный рисунок готовой ткани. Существуют три главных (простых) вида переплетения: полотняное, твиловое (саржевое) и атласное. При полотняном переплетении нити основы располагаются на равных расстояниях друг от друга, а уточная нить (уточина) проходит поочередно то над, то под нитью основы, т.е. она то «поднята», то «опущена». При твиловом переплетении уточина поднимается и опускается через меняющиеся интервалы. Если две или большее число уточин проходят над двумя или большим числом нитей основы со сдвигающимися интервалами, то на поверхности ткани образуются диагональные линии. Атласное переплетение — это, в сущности, особый вид твилового переплетения: нити основы поднимаются над несколькими уточинами и опускаются через большие интервалы. Они закрывают нити утка, и образуется гладкая, ровная поверхность.